Общение сиделки с пожилыми людьми

У людей преклонного возраста есть свои особенности общения и поведения, которые обязательно необходимо учитывать. Прежде всего, стоит отметить тот факт, что большинство людей преклонного возраста испытывают стресс в связи с выходом на пенсию, болезнями; теряют жизненные цели. Кроме того, с возрастом падает физическая активность организма, замедляются все физиологические процессы – медленнее, чем в молодости создаются нейронные связи, ограничен ресурс энергии. По этим причинам наши бабушки и дедушки менее активны и быстро устают. Поэтому в случае нагрузки на организм пожилого человека, необходимо обязательно следить за темпом и интенсивностью работы и давать ему «перевести дыхание».

original

В процессе общения пожилые люди часто теряют нить разговора – так как обращают внимание на внешние предметы. Кроме того, у них снижена концентрация внимания и повышена тревожность. Важно создать такие условия, чтобы пожилого человека ничто не могло отвлечь от разговора. Пожилые люди плохо воспринимают быструю речь с короткими паузами между словами. При общении с пожилым человеком ни в коем случае нельзя говорить «взахлеб» или проглатывать слова. Необходимо вести разговор плавно, громко и достаточно отчетливо, расставляя акценты на словах. При общении с человеком пожилого возраста обязательно убедитесь в том, что он хорошо слышит и понимает, что Вы сказали. Некоторые люди не хотят «навязываться» своему собеседнику и несколько раз переспрашивать одно и то же слово. Как правило, говорить с пожилым человеком желательно один на один – так как люди преклонного возраста медленно включаются в беседу и не успевают за ее ходом. Ригидность когнитивных функций – не позволяет пожилым людям мгновенно реагировать на вопросы – по этой причине будьте терпеливыми и внимательными.

Несмотря на некоторую «затрудненность» общения, оно является мощным психологическим лекарством. Пожилые люди нуждаются в общении, которое позволяет стимулировать их когнитивный аппарат и стабилизировать эмоциональное состояние. Зачастую мы по причине своей занятости не может восполнить потребность общения у наших бабушек и дедушек или мам и пап. В этом случае необходимо создавать условия для социализации пожилого человека. Необходимо поощрять действия бабушек и дедушек, отмечать прогресс, улучшение в их состоянии – так как все это положительно влияет на их настрой и соответственно отражается на самочувствии и здоровье.

Профессиональная сиделка при общении с пожилым человеком должна учитывать положительное влияние беседы и взаимоотношений на его здоровье. Сиделка всегда должна быть доброжелательна, вежлива, благодушна. Хорошо, если жизненная позиция человека, который помогает ухаживать за бабушкой или дедушкой, позволяет ему всегда находиться в хорошем настроении – этот заряд бодрости наверняка передастся положилому человеку. Сиделка должна задавать положительную тональность общения. Форма обращения к пожилому человеку определяется им самим. Хорошо, если сиделка будет интересоваться самочувствием и состояние человека, хвалить его, шутить.

Все описанное выше относится не только к людям, у которых сохранена речевая функция. При уходе за человеком, у которого утрачены слух или речь используется метод письма. Тем не менее, обязательно положительный настрой, доброжелательное отношение и внимательность.

В случае грубого или агрессивного поведения пожилого человека сиделка должна сохранять спокойствие и невозмутимость. Ни в коем случае нельзя отвечать грубо, так как чаще всего агрессия – это защитная реакция.

    logo